Стартап Genomic Prediction может определить карликовость (рост ниже 140 см) и IQ ниже 70 баллов с помощью ДНК-тестирования эмбрионов, а также запрограммировать генетически «идеального» ребенка, пишет Technology Review.
Уже сейчас пары, которые прибегают к искусственному оплодотворению, могут попросить генетиков проверить, нет ли у эмбрионов тяжелых наследственных заболеваний. Это стало возможным благодаря комбинации тестов ДНК и компьютерного моделирования. Генетические данные были собраны у огромных групп населения, и теперь можно с высокой точностью выявлять генетические закономерности и предсказывать потенциальный риск наследственных заболеваний.
И если раньше точно диагностировались только болезни вроде кистозного фиброза, вызванного конкретным геном, то сейчас ученые могут вычислять заболевания, которые формируются под влиянием множества генов. Сделав такой анализ, родители смогут решить, стоит ли обрекать будущего ребенка на синдром Гентингтона, шизофрению и остеопороз, или же лучше оставить этот эмбрион неимплантированным.
Именно на этом специализируется стартап Genomic Prediction из Кремниевой долины. Прорыв стал возможен благодаря образцам ДНК 500 000 британцев, которые были собраны национальным медицинским проектом Biobank. Само понимание того, как работают гены, изменилось. Иногда мельчайшие и безвредные сами по себе изменения в сотнях генов (а иногда и во всех сразу) в совокупности могут привести к серьезным последствиям. Это позволило не только вычислить, какие генетические комбинации приводят к различным заболеваниям, но даже предугадать будущие пищевые пристрастия людей.
Один из основателей стартапа, Стивен Хсю, уже много лет выступает за искусственный генетический отбор для создания сверхинтеллектуального человека. В своем исследовании от 2014 года он подробно рассказал, как ДНК-анализ может выявить умственные способности ребенка, позволяя найти эмбрион с IQ минимум на 15 пунктов выше, чем у остальных зародышей, подготовленных для ЭКО.
По мнению Хсю, дальнейшее развитие технологии позволит предсказывать рост ребенка с точностью до 3-4 сантиметров, его способности и даже характер. Уже сейчас совершенно точно можно выявить карликовость (рост ниже 140 см) и IQ ниже 70 — за это отвечает целый ряд генов. Однако, не стоит забывать, что образ жизни и окружение зачастую влияют на развитие человека не меньше, чем генетика. Поэтому ученые лишь указывают, что ребенок может вырасти двухметровым, но это вовсе не гарантирует ему чемпионский титул в NBA.
Понятно, что пока данных недостаточно для того, чтобы точно выявить очень редкие болезни. Также существующая ДНК-база может быть бесполезна для азиатов и африканцев — их последовательность ДНК отличается от жителей Северной Европы. Но этот вопрос может быть решен довольно просто: нужно лишь создать большие базы генетических данных жителей Африки и Азии.
Гораздо сложнее обстоят дела с этическими вопросами. Как говорит один из ведущих ученых стартапа Genomic Prediction Натан Трефф: «Если бы у моих родителей была возможность выбора эмбрионов, меня бы здесь не было. Потому что у меня диабет 1 типа — наследственное заболевание, предрасположенность к которому показал бы наш тест». Однако, помимо диабета у Треффа есть 90 публикаций в серьезных научных изданиях и награды в области диагностических технологий. Кто знает, скольких гениев лишится человечество, если родители начнут выбирать будущих детей по росту и цвету глаз, игнорируя теоретически менее «успешные» эмбрионы, которые на практике могли бы стать великими музыкантами, писателями или учеными?
Зачем выбирать между эмбрионами, когда можно просто вырезать больной ген и заменить его здоровым? Подобный эксперимент в июле провела группа американских ученых. Команда генетиков из Орегонского научно-медицинского университета применила CRISPR для удаления гена MYBPC3, который вызывает гипертрофическую кардиомиопатию — заболевание, приводящее к сердечной недостаточности и смерти от нарушений желудочкового ритма. Однако, научное сообщество поставило легитимность исследования под сомнение.